Сценарии

Реконструкция Фестиваля «Мир Сибири»

Праздник проходит на уличных площадках МБДОУ детского сада №10 «Аленький цветочек». Звучат фанфары.

Ведущие приглашают зрителей к сцене.

1 часть «Локации»

1 ведущая: Всем! Всем! Всем! Кто подходит и, кто здесь сообщаем важную весть!

2 ведущая: На фестиваль наш «Мир Сибири»! Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости, давно вас ждут, друзья!

1 ведущая: Гости желанные, милые, званые!

Праздник начинается, сюда все приглашаются!

2 ведущая: К нам спешите все скорей! Ждет вас множество затей.

Гости подходят к сцене.

1 ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем фестивале!

2 ведущая: Здравствуйте люди народов Сибири!

 – Изэнер! (на хакасском языке)

– Экии! (на тувинском) – Сайн байна! (на бурятском)

- Дзень добры! (на белорусском)

- Салам алейкум! (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан)

- Барев дзез! (на армянском)

- Гамарджоба! (на грузинском)

– Здравствуйте! (на русском языке)

1 ведущая: На сибирских территориях издавна  проживают множество народностей. Все народы различны! Как у каждой птицы – своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура, свои песни и танцы!

Но всех нас объединяет одно:

Мы все живем в Сибири, Красноярском крае,

Нет просторов шире, нет полей бескрайней.

Здесь, даже воздух лечит, вдохнёшь – тревоги прочь!

 С Сибирью мы навечно! И в зной, и в хмурый дождь. 

Нам по сердцу  морозы лютые зимой.

Любимый край  - СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!

2ведущая: Слово для открытия детского фестиваля «Мир Сибири» предоставляется заведующей детского сада «Аленький цветочек» Агаповой Марине Александровне.

Речь заведующей д/с №10 Агаповой М.А.

Звучит музыка, гости расходятся по локациям.   

2 часть «Концерт»

Звучат фанфары. Ведущие  приглашают зрителей к сцене.

1 ведущая: Звучат фанфары! Звучат фанфары!

Играет музыка,  бьют барабаны!

Событие это запомним навек,

Как яркий, цветной и большой фейерверк!

2 ведущая: Мы ждём всех у сцены, спешите навстречу

 Весёлым концертом закончим наш вечер.

Готовьте ладоши, эмоций заряд,

                     На сцене приветствует вас детский сад.

1 ведущая: В палящий зной и в лютый холод

                    Как воплощение мечты

                    Стоит средь гор сибирский город

                    Ну просто дивной красоты!

2 ведущая: Очень много наций тут, в нашем городе живут:

 Русский, немец и мордвин,

И татарин, и грузин, и казах и армянин,

И хакас, тувинец, ненец,

 Белорусесть и чеченец.

1 ведущая: И таджики, и узбеки, латыши, башкиры, греки,

 Чуваши, буряты есть. Просто всех не перечесть.

Хоть у каждого народа и язык свой и наряд.

Но вместе все народы на русском говорят. 

- И сейчас мы приглашаем на сцену детей, которые расскажут нам о своей национальности.

1 номер: Стихи о своей национальности. 

Ирмина Николаева:

Мне все твердят, что я гордячка, хотя пока что молода.

В моей крови живет казачка и я девчонка хоть куда.

Мне нрав горячий и упорный передала родная кровь

И от неё же взгляд задорный и к родной земле любовь.

Мира Марьясова:

Чувашия – сосновый край. Песчаный берег, зелёный рай.

Вся полноводной шумит рекой, вливаясь в море Руси святой.

Фарзона:

Узбекистан, проснулось солнце.  Восходит, греет по плечам.

Сидят мальчишки в тюбетейках,  лепёшку делят пополам.

Там самый сладкий вкус инжира, там гор могучих сторона,

Гостеприимство и улыбки,  как хлопок белый облака.

София Быкова:

Казахстан – это имя страны. Казахстан – это имя весны.

Казахстан – это мир и свобода. Казахстан – это дружба народов.

Артём Серебренников:

Пусть живу я не в Казани, но люблю я свой народ.

Я горжусь, что я татарин, кровью, что во мне течёт.

Пусть купаюсь я не в Волге и мне ближе Енисей.

 Но я знаю, Татарстан – гордость для России всей.

Соня Малютина:

Финляндия, стана озёр, их сотни там, не счесть.

Куда не глянешь, неба синь и сосны до небес.

Красивая природа, но скверная погода

 Финляндия ведь север, зато там сказки есть.

 Живёт там Санта Клаус в Лапландии своей

А рядом жили тролли в лесу, среди камней.

Там в скалах водопады бурные шумят,

А люди очень добрые на другом языке говорят.

2 ведущая: А вы знаете, что у музыки тоже есть национальность, потому, что она неразлучна с народом. Но на каком бы языке не звучала песня, она   способна объединять людей, потому, что она идёт от сердца. Вот и сейчас  для вас прозвучит одна очень известная немецкая народная песенка, которую уже давно перевели на русский язык и с удовольствием поют в России. Эта песенка называется «Ах, мой милый Августин» которую исполнит  Мишель Кушпа вместе со своей мамой.

2 номер:  Песня «Ах, мой милый Августин»

1 ведущая: Следующая песня прилетела к нам из солнечного Таджикистана.

Язык таджиков - с чем он схож

На музыку дождя похож,

На песни ветра в ледниках,

На водопадный шум в горах,

На эхо в скальной тишине,

На клёкот птицы в вышине,

На звон верблюжьих бубенцов,

На крики детских голосов.

Послушайте таджикскую песенку «Офтобаки бахори», что в переводе означает «Весеннее солнышко». А исполнят её Мижгона и Михроб Гафурзода.

3 номер: Песня «Офтобаки бахори»

2 ведущая: На Кавказе тоже любят музыку и пляски.

         На конях джигиты скачут без опаски.

         На Кавказе любят сладкий виноград.

         Здесь хозяин гостю, как родному, рад!

Филипп Бацикадзе:

Пусть я родилсяи живу в Сибири

И здесь мой дом, и здесь мои друзья

Но ты Кавказ – моя свята сила

Родина далёкая моя.

4 номер:  Армянский танец «Арцах»  исполняет Аня Оганесян.

1 ведущая: Дорогие зрители, а русские Частушки послушать не хотите ли?

2 ведущая: Кто сказал" Частушки вроде в наши дни уже не в моде"?

Да и дело разве в моде, если любят их в народе!

 Маша с Ксюшей, две девчушки пропоют для вас Частушки!

5 номер: Русские Частушки

Пропоем мы вам частушки, просим не смеяться!

          Мы артисты молодые – можем застесняться!

Расплясалась, расходилась, хороша, так хороша!

          Эх, умеет веселиться наша русская душа!

Я в России родилась и в России я живу!

          Я – румяная девчонка, очень весело пою!

Эх, спасибо тебе, мама, что такую родила
Озорную, боевую, меня Машей назвала!

У меня фигура тонка и высокий каблучок.
Я не буду есть котлеты, мне пожарьте кабачок!

В нашем зале шум и смех, не смолкает пение!

Этот праздник лучше всех – в этом нет сомнения!

Мы пропели вам частушкихорошо ли, плохо ли,   

А теперь мы вас попросим, чтоб вы похлопали!

1 ведущая: Эх, русский танец – загляденье!

                  Взорвется вширь и в высоту,
                  Он всем покажет, без сомненья, 

                  Души российской широту.

                 Эй, ребята, выходите, пляску русскую начните!

- На сцене дети из детского сада №7 с танцем «Русский самовар»

6 номер:  Танец «Русский самовар»

2 ведущая:  Вот и подошел к завершению  наш фестиваль «Мир Сибири». И закончить его  нам бы хотелось следующими словами:

- Будь толерантен, попросту терпим,
К культурам и обычаям иным:

Всё в мире важно, все его лицо, и все достойны быть, сомкнув друзей кольцо!

1 ведущая: Объединила нас Сибирь, все мы Сибири дети, и на любом готовы языке сказать слова мы эти:

Друзья, дадим друг другу руки, и вместе двинемся вперед, и пусть под знаком нашей дружбы
Любимый край наш расцветет!

7  номер: Общая песня «Енисейская Сибирь ты моя»

2 ведущая: Желаем, чтобы всех нас всегда окружали дружба, мир, взаимопонимание!

Хором: Всего хорошего. До свидания!

Звучит музыка, все расходятся.

Сценарий развлечения ко дню народного единства, нравственно-патриотического направления, для старшей и подготовительной групп «Дети одной реки».

Цель. Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников через формирование у них представлений о родном крае, реке Енисей и народах Сибири.

Задачи:

  • формировать культуру детей на основе знакомства с народами Сибири;
  • ознакомить с их жизненным укладом, традициями, обычаями, культурой;
  • способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку,  творческой активности детей;
  • воспитывать доброжелательное отношение к детям разной национальности;
  • воспитывать любовь к родному краю, Сибирской земле;
  • формировать понятие «край».

Предварительная подготовка: беседа и просмотр презентаций и видеоматериала о республиках Тыва и Хакассия, и северном районе Красноярского края.

Оформление зала: на центральной стене плакат  по теме и надпись «Дети одной реки. Большая карта Красноярского края и всего бассейна реки Енисей, на котором флажками отмечены города Кызыл, Абакан и Енисейск. На экране телевизора  изображение реки Енисей.

                   Вход детей в зал под музыку («Сибирь» К. Дерр)

Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине, о том месте, где мы с вами родились.

В краю чудес – краю Сибирском – немало дива для гостей.

А нам здесь довелось родиться и всю Сибирь считать СВОЕЙ! 

Здесь с детства можно научиться рыбачить, овощи растить,

С огромным лесом подружиться – его богатства находить. 

Здесь, даже просто воздух лечит, вдохнёшь – и все тревоги прочь!

Сибирь с тобою мы навечно! И в летний зной, и в хмурый дождь. 

Нам по сердцу твои метели, морозы лютые зимой.

Любимый край берёз и елей… СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!

                                    Дети:

  1. Мы живем в Сибири, Красноярском крае,

     Нет просторов шире, нет полей бескрайней.

     В нашем крае много и лесов и речек.

    Родиной гордится каждый человечек.

  1. Красота природы и степей просторы,

    Чистые озера, и леса, и горы.

    В заповедных зонах соболи, лисицы,

    Средь высоких елей сойки и синицы.

  1. Величавых кедров ввысь глядят верхушки,

     Сотни километров ни одной избушки.

     Край у нас богатый, даже дети знают

     Что Сибирь в России щедрой называют.

Песня «Родная моя сторона» музыка и слова Т. Кривовой и Л.Тутукиной.

  1. Есть в Сибири родная река. Как красивы её берега!

     Бежит по земле сибирской могучий поток богатырский.
5.  В гранитных породах пути пробивая, средь вольных тувинских степей

     Спешит к океану река штормовая, красавец тайги – Енисей.
6. Енисей наш от края до края не уступит небес синеве,
    В Эвенкии зовут Ионесси, Улуг-Хем называют в Туве.

Ведущая: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие к народам, проживающим на берегах реки Енисей. А поедем мы на транспорте, который будет двигаться с самого низовья реки, вверх по Енисею.  Конечно, это теплоход. Вы готовы? Отправляемся.

                          Фонограмма шума волн и гудка парохода.

- А вот и первая пристань – город  Кызыл, столица республики Тыва, откуда Енисей берёт своё начало (просмотр карты)

Образуется он слиянием Большого и Малого Енисея, Бии – Хема и Каа- Хема, и дальше он течёт под названием Верхний Енисей, Улуг – Хем.  Давайте посмотрим, как это происходит.

                             Просмотр видеофильма  «Центр Азии».

                               Игра «Раз, два, три, юрту собери»    

Ведущая: Предлагаю вам, друзья, поиграть немного я!

                 Эй, ребята, что сидите? В поле все скорей бегите

                 Юрты строить нам пора, собирайтесь детвора!

Дети разбиваются на несколько команд. Необходимый инвентарь – на каждую команду нужен один стул и один платок, развешенный на стуле. Каждая команда встает вокруг своего стула и хором говорят:

- Мы весёлые ребята, соберемся все в кружок,

  Поиграем и попляшем и помчимся на лужок.

Звучит музыка, дети бегают по залу, а ведущие меняют платки местами.

Когда музыка замолкает, ведущий подаёт команду.

Ведущая: Раз, два, три, юрту собери!

Каждая команда детей бежит к своему платку, берут его и натягивают  над головой в виде шатра. Выигрывает та команда, которая быстрее всех «построит юрту».

Ведущая: В Тыве мы побывали, пора отправляться дальше по реке, нас ждёт республика Хакассия.

                   Фонограмма шума волн и гудка парохода.

- Вторая пристань, город Абакан. Смотрите, ребята, нас здесь встречают.

                     Входит персонаж в национальном костюме.

- Знакомьтесь, это жительница Хакассии Тарина. Здравствуй, Тарина.

Тарина:  Изенер, ребята! Что по-хакасски означает  – здравствуйте. Я живу в республике Хакассия.

Хакасия, край мой, родные просторы

Ты мне улыбаешься морем огней

Широкие степи, высокие горы

В душе навсегда поселились моей!

Хакасия – это волшебная и древняя земля, у которой очень красивая и богатая природа.  Бескрайние степи, высокие горы, которые называются  Саяны, богатая тайга в которой растут высокие, величественные кедры, могучий  Енисей.  И глубокие,  чистейшие озера,  на которых  любят  отдыхать  не только жители  Хакассии, но и всего Красноярского края. Вы, наверняка тоже ездили с родителями отдыхать на озеро Шира  или  Белё,  купались в тёплой, солоноватой воде и загорали на ярком, хакасском солнышке. Ребята, а  хотите посмотреть на хакасскую землю с высоты птичьего полёта? Тогда смотрите.

                      Видеоролик «Хакассия с высоты птичьего полёта».

Тарина: Ребята, я сегодня надела хакасское национальное платье, которое украшено ярким орнаментом. Предлагаю вам украсить ваш зал таким же красивым хакасским орнаментом.

                        Игра  «Собери  орнамент  из  пазлов»

Тарина: Алхыс! Спасибо вам, ребята. Мне пора уходить. До свидания! Анымчох!

                                      Тарина уходит.

Ведущая:  А нам пора отправляться дальше, наш путь  лежит в далёкий, северный край, расположенный среди непроходимой, суровой тайги.

                       Фонограмма шума волн и гудка парохода.

                   В зал входит девочка в эвенкийском костюме.

Алтана: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алтана.  Хотите узнать, где я живу? Тогда отгадайте загадку:

Я шагаю по нашему краю, а где край у него, не знаю!

Неделю березы белели, неделю чернели ели.

Дальше кедры закрыли свет, выше кедров сибирских нет!

Ну а снег здесь почти до вершины, до вершины высокой осины.

Вот какая у нас тайга, вот какие в тайге снега!

Ведущая: (рассматривает карту) Ребята, судя по карте, мы с вами находимся в Северо – Енисейске, мы угадали Алтана?

Алтана: Правильно.

Ведущая: Какое у тебя необычное и красивое имя – Алтана, что оно означает?

Алтана: Алтана – по-эвенкийски значит  «золотая».

Ведущая:  Ну конечно, ведь Северо-Енисейский край богат не только снегами. Земля Северо-Енисейского района богата полезными ископаемыми, особенно ценится золото, которое здесь до сих пор добывают. Русские люди, узнав о богатствах сибирской тайги, пришли за золотом и пушниной, но прожив несколько лет на этой суровой земле, полюбили ее и поселились здесь, и живут уже долгое время. Так образовались поселения – поселки. Так образовался Северо-Енисейск. Но много лет назад, когда ещё здесь не было цивилизации  – ни домов, ни магазинов,  ни транспорта, а одна тайга кругом,  по Северо-Енисейской земле кочевал древний народ – тунгусы, которых позже стали называть эвенками. Сейчас мы с вами посмотрим, что это за народ и как он жил на этой суровой Сибирской земле.

                                 Презентация «Жизнь и быт эвенков».

Алтана:  Дети эвенков играли в игры, изображая знакомых животных, соревнуясь в  смелости, ловкости, в беге. Предлагаю  поиграть в игру «Важенка и оленята»

                                      Игра «Важенка и оленята»

 

Ведущая: Дорогие ребята, мы сегодня увидели, сколько разных народностей живёт рядом с нами. Я предлагаю вам подружиться с Алтаной,  друг с другом и другими детьми разных национальностей с помощью своих ладошек!

                    Коммуникативная игра «Дружба  ладошек»

Мы ладонь к ладони приложили

И всем дружбу свою предложили.

Весело и дружно будем играть,

Чтобы счастливыми стать!

Мы друг друга не обижаем.

Мы друг друга уважаем!

                           Алтана уходит, выходят 4 ребёнка.

  1. Мы дружно живём в Енисейской Сибири

     Хакасы, эвенки, Тыва и Россия.

  1. Так пусть же крепнет во веки веков

     Дружба народов всех возрастов!

  1. Дружба народов - не просто слова

     Дружба народов вовеки жива!

  1. Ведь все мы не просто сибиряки,

     Все мы – дети одной реки!

                               Танец  в кругу «Дети одной реки»  (гр. «Яхонт»)

Ведущая: Нашу встречу я хотела бы завершить такими словами –

   Давайте дружить друг с другом. Как птицы в небе, как трава с лугом,

   Как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами!

Музыкально - литературная композиция нравственно – патриотического направления «Покорение Енисея»

На переднем плане сцены - 2 микрофона на стойках, отрегулированных под детский рост.

На заднем плане сцены в следующем порядке лежат:

  1. Мягкие модули – 11 штук.

2. Ткань  с нарисованной на ней ГЭС.

3. 2 корзинки с лежащими в них гирляндами лампочек.

                                                                                                                                                                  

Ход  мероприятия. 

                                                                                               

Вступительные слова ведущего:

Строителям Красноярской ГЭС и города Дивногорска посвящается!  

- Почему, 60 лет назад, люди  ехали в Сибирь?  Бросали  хорошую  работу, убегали  из-под  родительского  крылышка, едва закончив  школу.                                                           Что манило  их в неведомых  далях?  Чего  они  искали?                                                                                                     Они хотели испытать себя, проверить свои силы?  Закалиться в борьбе с трудностями?   

У каждого  были  десятки  причин, но если  говорить за всех, то можно сказать так:  люди ехали за счастьем, а для счастья  необходимо  только  одно,  это –

участие  в эпохе!!!  

                                                                                                 

1 часть:  

Ведущий уходит. Звучит музыка  Subsense – Гимн ГЭС, освещение приглушается, сцена освещается красным светом.  Выходят двое детей – чтецов, останавливаются на  переднем крае сцены, в кругу прожектора,  ноги на ширине плеч, руки за спиной, головы опущены. После произнесённого в фонограмме речитатива «Глобальное энергетическое событие – это ГЭС» дети поднимают головы и встают по стойке «смирно», громкость музыки понижается и на её фоне дети читают стихи:

  1. Набор на стройку объявили. В Сибири ГЭС и мы поплыли.
    Везли нас долго по реке и вот на месте, мы в тайге.
    Валили лес, бурили скалы, в обход горы, кругом отвалы.
    Заложен город будет здесь, как на ладони виден весь.

  1. И вот дорогу мы пробили, и караван машин пустили.
    Скалу ссыпали в бурну реку, дадим мы фору, стройке, Веку!
    Река поуже, но быстрей, мы перекрыли Енисей.
    Стоит плотина наша ГЭС и Дивный город будет здесь!

Дети – чтецы уходят.

2 часть:

Музыка становится более энергичной, громкость музыки увеличивается, освещение сцены меняется с красного на синий цвет. На сцену выбегают 6 девочек, с  синей тканью в руках. Останавливаются в центре сцены, в кругу прожектора.  Девочки  взмахивают тканью, изображая «бурные воды непокорённого Енисея».  На окончание музыки девочки убегают.                                                                                                                  3 часть:                                                                                                                       

На сцене восстанавливается яркое освещение. Звучит музыка Свиридова «Время вперёд», на сцену выходят 8 детей в касках и выстраиваются в 2 колонны.  «Строители ГЭС» выполняют  упражнение, затем из больших модулей, лежащих на заднем плане сцены, складывают сооружение, символизирующее Красноярскую ГЭС, накрывают модули тканью, с нарисованной на ней ГЭС.  На окончание музыки дети – строители скрываются за постройкой, выстраиваются там в 2 колонны и готовят гирлянды.

4 часть:

На сцену выбегают пять девочек с голубыми лентами в руках и выстраиваются перед символической ГЭС.  Танец с лентами на музыку Chris Parker - Symphony 2011.

5 часть, финал:                                                                                                                        

После танца  девочки остаются перед символической ГЭС, опустившись на одно колено и выполняя лентами волнообразные движения. Звучит финальная часть музыки «Время вперёд», из-за символической ГЭС, вправо и влево от неё, выходят дети – строители, держа в руках, бесконтактную гирлянду на батарейках. Дети рассредоточиваются по обеим сторонам «ГЭС» и растягивают гирлянду, на окончание музыки поднимают её над головой и включают (ГЭС заработала, Енисей покорён!). На сцену выходит ведущая:

- Мы не славы искали! Не деньги! Не почести!

   Просто юность звала и весь мир, до Небес!

   Мы построили! И восхищаться всем хочется!

   Наш родной Дивногорск! Красноярская ГЭС!

 На последние такты музыкального трека дети расходятся за кулисы.  

Спектакль эколого – патриотической направленности «Сбережём Енисей» для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Л.А. Тутукина - музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевого), II(вторая) категория, МБДОУ д/с №10, г. Дивногорска, Красноярского края.

Цель: воспитание экологической культуры, способности ориентироваться в реальной ситуации, происходящей в окружающей среде; создание условий для гармоничного социального развития личности средствами совместной познавательной, художественно-эстетической и природоохранной деятельности детей.

Задачи:

 - сформировать правильную модель поведения в современном мире, бережное и заботливое отношение к природе;

- познакомить с особенностями природы Красноярского края, традициями народов Сибири;

- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

- развивать эмоциональную сферу детей, художественное   воображение;  

 - совершенствовать речь детей: выразительность  реплик персонажей, собственные  высказывания, активизация  словаря, звуковая культура  речи, интонационный строй.

Персонажи: ведущие – 3 ребёнка, ручейки – 3 девочки, рыбки – 2 девочки, водяной, щука.

Реквизит:  мультимедийный экран, искусственные ели, ширма (размер -  1 на 3 метра), полотно синего цвета, корзинка с бумажным и пластиковым мусором,       6 гимнастических лент синего цвета.  

Музыкальный репертуар: песня «Енисей», автор Константин Дерр; «минусовка» песни «Октябрята», композитор М.Раухвергер; «Symphony 2011», композитор Крис Паркер; симфоническая поэма «Влтава», композитор Б.Сметана; Па-де-де вариации Китри из балета «Дон Кихот» Минкуса; «Рыбки», композитор Сен – Санс.

На центральной стене  - мультимедийный  экран, на нём изображение реки Енисей. Ниже него на всю ширину стены, на небольшом расстоянии от нее натянуто на ширму  синее полотно, имитирующее Енисей. По краям ширмы стоят искусственные ели.  Из-за ширмы показываются поочередно персонажи спектакля (дети в костюмах).

Звучит фрагмент песни «Енисей», автор Константин Дерр, дети-ведущие заходят в зал останавливаются в центре.

1 ребенок:

О Енисее легенд есть немало, их к веку от века слагает народ,

И даже в далёкие страны и дали молва о реке полноводной идет…

2 ребёнок:

И мы воспеваем зеленые плёсы, великие были глухой старины,

Геройские битвы у старых утесов во славу российской родной стороны.

3 ребенок:

Но! На планете год от года  человек вредит природе.

Даже не поймет, чудак, что природа – не пустяк!

Он привык все покорять! И не может он понять:

Сам себе ведь он вредит!  Об этом сказка говорит!

Дети поют песню « Енисей - батюшка» (мелодия  песни «Октябрята»,  музыка М.Раухвергера, слова Л.Тутукиной).

куплет:

Мы – веселые ребята,  в Дивногорске мы живём,

     Про могучий Енисей песню звонкую поём!

куплет:

От Саян до океана на виду России всей,
Гонит воды он упрямо, гордый  батька — Енисей!

куплет:

Над рекой туман клубится,  а  по берегу – тайга,
Кто однажды  это видел  — не забудет  никогда!

куплет:

Мы, весёлые ребята, сбережём наш Енисей,

     Сохраним мы для потомков бриллиант Сибири всей!

1 ребенок:

У меня к вам разговор и серьёзным будет он.

Папа мне сказал однажды – знать об этом должен каждый!

Он – речник, по речке ходит, баржи с грузами он водит.

«Грустно»-  папа говорит, у него душа болит.

Не один он замечает: Енисей - то наш,  мельчает.

Енисея  не узнать, нам пора его спасать!

2 ребенок:

Енисей  наш бесконечен,  и  бежать он будет  вечно.

Мы хотим скорей узнать, от чего его спасать?

3 ребенок:

Нам ответ найти легко. Здесь совсем недалеко

Из-под камня бьют ключи, собираются в ручьи.

Побежим мы к ручейкам,  пусть они помогут нам!

Дети-ведущие  убегаю за кулисы. Звучит фрагмент музыки «Влтава» Б.Сметаны. Выбегают 3 ручейка, пробегают по залу и останавливаются в центре.

1 ручеек:

Здравствуй, братец, как живешь? Ты куда бежишь – течешь?

2 ручеек:

К Енисею я бегу, в речку воду я несу.

Дождика уж долго нет. Ох, мельчает  Енисей! (грустно)

3 ручеек:

Я без дела не могу, я с тобою побегу!

Танец Ручейков с лентами под музыку  Symphony 2011, композитор Крис Паркер.                                                        

По окончании танца к «ручейкам»  подбегают ребята - ведущие.

1 ребёнок:

Дорогие ручейки,  вы проворны и легки!

2 ребёнок:

 Нам, ребятам, помогите - к Енисею вы бегите.

3 ребёнок:

Зажурчали ручейки,  к Енисею потекли.

Звучит фрагмент музыки «Влтава» Б.Сметаны. «Ручейки»  пробегают по залу и останавливаются с одного края полотна, имитирующего Енисей.  Дети - ведущие подходят к  другому краю. За то время, пока они подходят к ширме, артисты, сидящие за ней,  перебрасывают из корзинки  мусор на «берег Енисея».

1 ручеек:

Хорошо нам течь беспечно, гладь речная бесконечна!

2 ручеёк:

Здесь вода со всех сторон…

3 ручеёк:

Ой! Раздался чей-то стон…

Звучит таинственная  музыка. «Из воды» показывается Водяной.

Водяной:

Я – Водяной, я – Водяной. Никто не водится со мной!

Кругом бутылки, склянки, пакеты, мусор, банки!

Фу, какая гадость! …Эх! (вздыхает)

Дети хором:

Водяной, водяной, расскажи нам, что с тобой?

Водяной:

Ой, ребята, осторожно! Стало жить здесь невозможно.

Чахнет речка день за днем. Грязью залит водоем.

Было здесь когда-то чисто,  и река текла здесь быстро.

Наступил уж новый век – всё испортил человек!

Поливают люди ядом всё, что на полях растет,

И с дождями эта гадость  в реку Енисей течет!

На берегу, смотрите, мусор, что ж это такое?

Задыхается река, гибнет все живое!

Здесь так грязно, помогите - мусор дружно уберите!

 Звучит весёлая музыка, дети собирают мусор в корзину.

Водяной:

Благодарность вам, друзья, от дяди Водяного!

1 ручеёк:

 Ну а мы по Енисею побежали снова!

Звучит фрагмент музыки «Влтава» Б. Сметаны. Водяной скрывается за ширмой,  дети – ведущие уходят за кулисы, «ручейки» пробегают по залу и возвращаются к ширме.

2 ручеёк:

Вот текут ручейки сквозь речные дали

И на самой глубине рыбок увидали.

Звучит музыка Сен-Санса «Рыбки». Над  ширмой  появляются «рыбки».

3  ручеек:

Здравствуйте, речной народ! Что-то вы грустите…

О своем житье - бытье, рыбки,  расскажите!

1 рыбка:

 В Енисей всю грязь сливают! От неё всё погибает!

2 рыбка:

 Если в сеть не попадемся, то в отходах захлебнемся!

Рыбки хором:

Жить здесь стало очень худо, поплывём скорей отсюда!

(под музыку скрываются за ширмой)

1 ручеёк:

Вот уплыли рыбки прочь. Енисею как  помочь?

2 ручеёк:

Говорят, что в толще вод  щука мудрая живёт.

«Ручейки» оббегают зал, останавливаются у ширмы. Звучит фрагмент Па-де-де вариации Китри из балета «Дон Кихот» Минкуса. Над ширмой появляется «Щука».

Ручейки: (вместе)

Здравствуй, Щука! Дай совет, как Енисей спасти от бед?

Щука:

Чтоб Енисею век продлить - мало нам его любить!

Ему нужно помогать и от зла оберегать!

Гордость Родины своей, берегите Енисей.

Ну а коль беречь не будете, сами вы его погубите.

3 ручеёк: 

Надо нам скорей бежать, совет людям передать.

Звучит торжественная музыка. «Ручейки»  убегают за кулисы и возвращаются с  детьми – ведущими. К ним присоединяются «Водяной», «Щука» и «Рыбки». Все останавливаются в центре зала. 

Дети:

Нам совет всем передали через все речные дали:

Чтоб всегда текла река гордо и прекрасно,

Чтоб купаться детям в ней было не опасно,

Просим взрослых мы людей: помогайте Енисею,

Свалки мусора закройте, очистные здесь постройте,

Вылов рыбы ограничьте, площадь леса увеличьте.

За отходами следите и природе не вредите,

Чтобы енисейская  вода чистою была всегда!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в ней навеки студёная и вкусная вода!

Все  исполняют песню «В Дивногорске живу»

(мелодия песни «Дождик с улыбкой», музыка Елены Обуховой, слова Л.Тутукиной).

Брызнул с неба чистый дождик, а над Енисеем – мостик,

     Это радуга цветная, улыбаемся мы ей.

Припев:

В Дивногорске  живу, с яркой радугой дружу,

  А над ней  облака на нас смотрят свысока.

Дружат солнышко и дождик, дружат горы и вода.

  Нашу дивную природу будем мы беречь всегда.

Припев: В Дивногорске  живу, с яркой радугой дружу,

              А над ней  облака на нас смотрят свысока.

Все хором:

Всё ещё течёт река и прохладой веет.

Не дадим же ей пропасть - Енисей нам верит!

Звучит фрагмент песни «Енисей», композитор К. Дерр, артисты кланяются, прощально машут рукой, обходят зал  и уходят за кулисы.

Картотека игр народов России

Русская народная игра

«Золотые ворота»

Оборудование: канат.

Описание игры. Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной». Затем «солнце» и «луна» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Дети, изображающие ворота, говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Попавшегося тихо спрашивают за кого он: за «луну» или за «солнце». «Пойманный» ребёнок делает выбор и встаёт позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Чтобы не быть пойменным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и весёлой.

Когда все распределены, команды «солнца» и «луны» устраивают перетягивание каната.

Русская народная игра

«Бояре»

Описание игры. Игроки двух команд выстраиваются друг против друга на расстоянии 15—20 м. Затем играющие крепко берутся за руки, образуя цепь. После этого одна из команд идет навстречу другой. Начинается торг. Игроки идущей команды произносят следующую фразу:

— Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.

Игроки другой команды, идя им навстречу, спрашивают:

— Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?

Им отвечают:

— Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна!

— Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?

Тогда игроки команды, которые начинали торг, выбирают себе «невесту» и показывают её.

Игроки команды, в которой находится «невеста», говорят:

— Бояре, она дурочка у нас, молодые, она дурочка у нас!

Им на это отвечают:

— Бояре, а мы плеточкой её, молодые, а мы плеточкой её!

Диалог команд продолжается следующим образом:

— Бояре, она плеточки боится, молодые, она плеточки боится!

— Бояре, а мы пряничка дадим, молодые, а мы пряничка дадим.

— Бояре, у ней зубки болят, молодые, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы к доктору сведём, молодые, а мы к доктору сведём.

— Бояре, она доктора укусит, молодые, она доктора укусит.

— Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

После этого игрок, выбранный невестой, старается прорвать цепь противоположной команды. Если ему это удается, он уводит в свою команду любого из группы противника. Если же цепь ос-талась неразорванной, тогда он сам остается в команде противника и встает в цепь. Игра продолжается. Выигрывает та группа, в которую переходят все играющие из команды противника.

Русская народная игра

«Третий лишний»

Количество участников - от 8 до 40 человек.

Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие всё время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если её дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его. Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.

Русская народная игра

«Горелки»

Для игры выбирается открытое место – лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.

Описание. Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий – горельщик (горелка).

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо — птички летят, Колокольчики звенят, Гляди — не воронь, беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик, не оборачиваясь, старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, «горит».

Правила.

 Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться.

 Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.

 Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.

 Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.

Русские народные игры

«Ручеёк»

Описание. Число участников нечётное.

Разбившись на пары, играющие встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой, образуя своеобразный коридор. Пары игроков, стоящие друг за другом, постепенно продвигаются вперёд. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течёт. Игрок, оставшийся без пары, направляется к началу ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает из основной массы одного из игроков, уводя его за руку в конец ручейка, вставая последним его звеном.

На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идёт под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

«У медведя во бору»

Описание. Выбирается водящий - «медведь». Он находится на некотором расстоянии от остальных участников игры. Играющие произносят текст, приближаясь к «медведю»:

«У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит».

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их ловит.

Русские народные игры

«Змейка»

Описание. Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.

Правила

Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась.

Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».

Хорошо использовать в игре естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий» Игру можно остановить» если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.

«Салки»

Описание. Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а во-дящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок ста-новится водящим и должен «осалить» другого.

Правила.

Водящий гоняется только за одним ребенком из группы. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сменой водящих и должны убегать врассыпную от нового водящего.

Русские народные игры

«Ворота»

Описание. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, поднимают их высоко над головой, образуя «ворота». Дети из последней пары быстро пробегают под воротами и встают впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все игроки пробегут под воротами.

Правила.

Игроки, пробегая под «воротами» держат друг друга за руки.

Нельзя задевать «ворота». Во время игры можно изменять высоту «ворот», постепенно «опуская руки»: это значительно усложнит выполнение задания.

«Капканы»

Описание. Для этой игры выбирается несколько игроков, которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «ворота»: теперь — это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты.

По сигналу «капканы» закрываются: водящие опускают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Игроки, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке.

Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки образуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, забегая в круг и выбегая из него. По сигналу стоящие в кругу опускают руки, поймав тех, кто оказался внутри круга.

Правила.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется не пойманными всего несколько детей.

В конце игры надо отметить самых ловких игроков и самый удачливый «капкан».

Татарские народные игры

«Скок-перескок» (Кучтем-куч)

Описание. На игровой площадке по кругу на расстоянии 50-100 см чертятся круги по количеству участников. В них находятся дети. Водящий стоит в середине большого круга. По команде водящего: «Скок-перескок!» дети на одной ноге, двигаясь по часовой стрелке, должны, освобождая свой, перескочить в следующий круг. Водящий при этом тоже скачет на одной ноге, стараясь занять свободный круг. Если ему это удаётся, то ребёнок, не успевший занять «домик», становится водящим.

«Хлопушки» (Абакле)

Описание. На противоположных сторонах площадки рисуются две параллельные черты. За одной чертой стоят в шеренге дети. Одна рука у них на поясе, другая вытянута вперёд ладонью вверх. Это старый город. В новом городе (за другой чертой) пока никто не живёт. Выбирается ведущий, который со словами: «Хлоп да хлоп – сигнал такой. Я бегу, а ты за мной!» подходит к одному из игроков и тихонечко хлопает его по ладошке. После окончания слов они бегут в «новый город». Кто первый пересёк черту, тот остаётся там жить. Кто проиграл, тот ведущий. Так до тех пор, пока все дети не переберутся жить в новый город.

Татарская народная игра

«Продаём горшки» (Чулмак уены)

Описание. Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спи-ной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— «Эй, дружок, продай горшок!» — Покупай! — Сколько дать тебе рублей? — Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его.

Бегущие не имеют права задевать других игроков.

Водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Татарские народные игры

«Займи место» (Буш урын)

Описание. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу -

Беги!

Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила.

Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

«Кто дальше бросит?» (Ыргыту уены?)

Оборудование: Мешочки с песком или мячи, флажок.

Описание игры. Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка. Правила.

Бросать все должны по сигналу. Счёт ведут ведущие команд.

Татарская народная игра

«Тимербай»

Описание. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Бурятские народные игры

«Иголка, нитка, узелок» (Зун, утах, зангилаа)

Описание. Все игроки делятся на тройки. Первый в тройке – иголка, второй – нитка, третий – узелок. Все в тройке держатся за руки. Чертится большой круг. Что иголка будет делать, тоже должны выполнять нитка и узелок. Например: иголка прыгает в круг, за ней нитка и узелок. Если игроки одной тройки засмотрелись и сделали неправильное движение, то вся тройка выбывает из игры.

«Табун» (Хурэг адуун)

Описание. Участники игры становятся в круг и держатся за руки – это табун лошадей. Они стерегут своих жеребят, которые находятся в центре круга. Вокруг табуна ходит жеребец, который охраняет его от волков. За кругом бегает стая волков (3-4), которые убегая от жеребца, пытаются разорвать круг и осалить жеребят. Пойманные волки и осаленные жеребята выбывают из игры. Игра заканчивается, когда последний волк будет пойман.

Дагестанская народная игра

«Достань шапку»

Оборудование: шапки (количество – вдвое меньше, чем игроков).

Описание. Игроки делятся на две команды.

За чертой, которая находится от них на расстоянии 10 м, лежат шапки. Каждой паре (игрокам из разных команд) даётся своё задание, выполняя которое, дети двигаются к черте. Взять шапку может только тот игрок, который первый добрался до черты. Игроки бегом возвращаются к своим командам, встают в конец колонны. Затем даётся задание для второй пары и т.д. Выигрывает та команда, у которой больше шапок.

Примерные задания для пар: допрыгать до черты на левой (правой) ноге, на 2х ногах; дойти на пятках (носках) (можно добавить различные положения рук: руки на пояс, вверх и т.д.); дойти на полусогнутых ногах, доползти на четвереньках (на ладонях и ступнях); доскакать боковым галопом; допрыгать ноги вместе – ноги врозь и т.д.

Башкирские народные игры.

«Голуби» (Кугарсен)

Оборудование: Обручи.

Описание. Параллельно друг другу (5м) чертятся круги или кладутся обручи. Это гнёзда голубей. В одном гнезде «живёт» один голубь.

Водящий ходит вдоль между «гнёздами» со словами:

- «Гур-гур-гур! Для всех нас одно гнездо».

С окончанием слов дети меняются местами («гнёздами») – бегут в противоположные «гнёзда». Водящий старается занять пустое «гнездо». Кому не хватило «гнезда», тот становится водящим.

«Иголка и нитка» (Эна менян еп)

Описание. Игра проводится в виде соревнования. Дети делятся на две команды. Первые игроки – иголки. Остальные – нитка. Иголки бегут до ориентира, который находится на расстоянии 4-5м, обегают его и возвращаются к своим командам. За иголку цепляется коротенькая нитка (один игрок). Они так же бегут до ориентира и возвращаются назад. С каждым разом нитка становится длиннее, пока не прицепится последний игрок. Выигрывает та команда, которая быстрее вернётся к своей черте и у которой «нитка не порвётся».

Игры народов Сибири и Дальнего Востока.

«Солнце» (Хейро)

Описание. Игроки, взявшись за руки, идут по кругу, раскачивают руки вперёд и назад и повторяют одно и то же слово – «хейро». В центре круга на корточках сидит ведущий. Он медленно поднимается и поднимает руки вверх – это встаёт солнце. Как только солнце встанет и поднимет руки, игроки разбегаются в стороны. Солнце их догоняет и салит. На сигнал: раз, два, три – в круг беги, пойманные дети остаются стоять там, где их осалили, остальные встают в круг и игра начинается сначала.

«Здравствуй, догони!»

Описание. Две команды детей стоят каждая за своей чертой в разных сторонах зала. Трое – четверо детей из одной команды идут в гости к команде соперников, выбирают себе пару, протягивают правую руку и говорят: «Здравствуй!» Соперники тоже правой рукой пожимают гостям руку, отвечая: «Здравствуй!» После рукопожатия, гости говорят: «А теперь догони!» и убегают за свою черту. А соперники, которые им жали руки, их догоняют. Пойманные игроки выбывают из игры. Затем команды меняются ролями.

Мордовские народные игры.

В ключи

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса» - мокш.)

Описание. Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя (тётя), у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует: Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

В курочек

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Описание. Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

Кабардино-балкарская народная игра.

Журавли- журавли.

Описание. В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, говорит следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Участники игры быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь, как змея». «Журавлиная» вереница начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д.

Правила.

Упражнения выполняются в возрастающем темпе, переходящим в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Осетинские народные игры

Метание сплеча.

Оборудование: мешочек с песком 200-300г.

Описание. Мешочек поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой выбрасывает мешочек вперёд.

Правила.

Место удара мешочка о землю отмечается. Выигрывает тот, кто бросит дальше всех.

Перетягивание.

Оборудование: верёвка для изготовления кольца диаметром 2 метра.

Описание. Через середину круга диаметром 4-6м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 2м, так чтобы оно проходило под руками ( каждый участник перетягивая как бы впрягается, пропуская веревку под мышками). Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу два игрока начинают тянуть друг друга. Кто кого вытянул из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.

Правила.

Начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!»

Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.

Удмурдские народные игры.

Водяной (Ву мурт)

Описание. Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих детей, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные дети остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила.

Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Серый зайка (Пурысь кечпи)

Описание. На площадке чертится квадрат (6х6м) – это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. «Собаки» (10 игроков) располагаются полукругом в 3-5 м у противоположной стороны забора. Игроки говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту ел?» На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. «Собаки» ловят его, окружая сцепленными руками.

Правила.

Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.

Якутские народные игры.

«Рыбаки и рыбки»

Оборудование: верёвочный шнур.

Описание. На полу лежит шнур в форме круга — это сеть.

В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила.

Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

«Ручейки и озёра»

Описание. Игроки стоят в пяти – семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те, дети которые быстрее построят круг – озеро.

Правила.

Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Якутская народная игра.

«Льдинки, ветер и мороз»

Описание. Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила.

Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie