Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:
- Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
- Социокультурное разнообразие детства
- Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
- Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
<Образовательные стандарты ФГОС
Утверждены государственные Стандарты в дошкольных образовательных учреждениях. Подобный документ для дошкольных образовательных учреждений разрабатывается впервые. Что же ждет малышей и их родителей? Зачем нужен стандарт для дошкольников? К чему готовиться воспитателям дошкольных учреждений? Почему родителям советуют по-другому смотреть на подготовку ребенка к школе?
Вопрос: В соответствии с новым законом « Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, что это значит для образовательного мира?
Ответ: «С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны- повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России А.В.Зырянина
Вопрос: Ради чего был создан ФГОС ДО и что побудило сделать это? Что ждать от этого стандарта субъектам образования?
Ответ: Ради поддержки разнообразия Детства. В Связи с тем, что закон « Об образовании в Российской Федерации» определил дошкольное образование как уровень образования, ФГОС ДО появляется в нашей культуре, в жизни впервые, « в соответствие с принятой разработчиками идеологией, дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности, в этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство явыляется самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как инструмент социализации и не сводится к сфере услуг. В основу Стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип Стандарта- поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта- это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно- дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок- человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры» А.Г. Асмолов, академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования
Вопрос: В чем уникальность стандарта?
Ответ: Уникальность Стандарта в том, что он включает в свою концепцию такие лозунги: - Стандарт «Детство ради Детства» - Детоцентризм Стандарта - Стандарт ради ребенка - В Стандарте отразилось социокультурное моделирование А.Г. Асмолов, академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования
Вопрос: Что будет представлять собой основная образовательная программа каждого ДОО?
Ответ: Основная образовательная программа- это программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации ребенка. Ключевой момент- создание условий для реализации программы. А условия эти социально-индивидуальные. А.Г. Асмолов, академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования
Вопрос: Какие проблемы можно отметить в современном дошкольном мире?
Ответ: Социальное неравенство детства. Деформация семьи. Разрушение культуры детской жизни. Разрушение игры. В.С. Собкин, директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО.
Вопрос: Что нового внес закон РФ « Об образовании в Российской Федерации» в содержательный аспект дошкольной организации? Что будет включаться в образовательную деятельность в ДОО ?
Ответ: Закон РФ обеспечил функции дошкольного учреждения: -образование -присмотр и уход Во ФГОСах старались отразить то, что взаимодействие взрослого и ребенка ( к. г. н., питание, ОЮЖ и др.)- это все образовательная деятельность. Стандарты носят инновационный характер. В систему условий развития ребенка входит его социальная ситуация развития. (Л. С. Выготский обозначил ее так: « В особой позиции ребенка к миру».) Система условий развития включает в себя: Создание системы общения Обязательные виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. О.А. Карабанова, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Нормативно-правовые акты
Образовательные ресурсы по ФГОС ДО
- Министерство образования и науки РФ -https://minobrnauki.gov.ru/
- Российское образование Федеральный портал -https://edu.ru/?page=1
- Сайт «Всероссийский интернет-педсовет» -https://pedsovet.org/beta
- Сайт «Всероссийский интернет-педсовет» -https://pedsovet.org/beta
- Сайт ФГАУ «ФИРО» -https://firo.ranepa.ru/
- Справочная правовая система «Консультант-Плюс» -http://www.consultant.ru/
- Утверждённые ФГОС ДО -https://fgos.ru/