Музыкальный руководитель
Тутукина Лариса Аркадьевна
Личные профессиональные достижения
"Дивногорские огоньки".
Настоящим праздником для жителей города Дивногорска стал ежегодный городской фестиваль детского творчества «Дивногорские огоньки», который состоялся 13 апреля 2024 года на сцене Городского ДК «Энергетик». Мероприятие было посвящено году Семьи.
В этот день на сцене царил праздник музыки, песни и танца. Яркие костюмы, тщательно отработанные и кропотливо отобранные концертные номера, лица родных людей в зале – всё это вызывало радость у детей и подняло им настроение.
Гости мероприятия отметили интересную форму проведения фестиваля.
На сцене развернулся целый спектакль. Все с интересом наблюдали за сюжетом, в котором отдельные детские номера являлись частью общего театрализованного концерта.
Концерт получился очень интересным и динамичным. Таким, что сами юные артисты с удивлением и интересом следили за действом, происходящим на сцене!
Мелодичные песни, заводные танцы, игра на народных инструментах и другие яркие номера позволили участникам показать своё творчество многочисленным зрителям, обогатиться новыми впечатлениями и подарить друг другу много ярких эмоций и приятных воспоминаний.
Дети чувствовали себя настоящими звёздами.
Для зрителя же это была возможность окунуться в атмосферу творчества, радости и счастья, вспомнить своё детство и насладиться непосредственностью и талантом маленьких исполнителей из детских садов города.
В заключение фестиваля методист отдела образования Буланова Л.Ю. поздравила детей и взрослых с замечательным событием, подчеркнув высокий уровень подготовки юных талантов и вручила им дипломы и призы.
Материал подготовила : Тутукина Л. А. - музыкальный руководитель МБДОУ д/ с № 10.г
«Аленький цветочек» в гостях у «Одуванчика».
Очень необычно в этом году отпраздновала осенний праздник подготовительная группа детского сада № 10. В рамках взаимодействия группу «Солнечные зайчики» пригласила к себе в гости группа «Звёздочка» из детского сада № 7. В красивом, нарядном зале детского сада «Одуванчик» развернулся Осенний бал, на котором ребят встретил Принц Листопад и сама красавица Осень. Не обошлось без сюрпризов: чтобы открыть волшебную шкатулку ребятам пришлось демонстрировать свои знания и угадывать по листочку название дерева, а так же проявлять ловкость и смекалку в играх. А красавица Осень привела с собой «Весёлые нотки», которые с экрана проектора загадывали ребятам сложные загадки и давали различные задания. На празднике дети не только удивляли друг друга своими интересными номерами, но и водили общий, большой хоровод, пели совместные песни, помогали друг другу в играх. Не смотря на то, что дети из разных детских садов были практически не знакомы друг с другом, общие задачи их сплотили и объединили. Помогая друг другу, ребята прекрасно справились со всеми заданиями и хорошо повеселились. Это был хороший опыт взаимодействия педагогов и детей двух детских садов. Расставаясь, ребята сделали общую фотографию и договорились встречаться и дальше на совместных мероприятиях.
Тутукина Л.А. – музыкальный руководитель МБДОУ д/с №10, 25.10.2023
Значение патриотического воспитания дошкольников
«Никто не учит маленького человека:
Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание современных дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, что связано с произошедшими изменениями в нашей стране за последние годы. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания в современном детском саду.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствуют росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.
В своей работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников я, как и другие педагоги, использую разнообразные методы, средства, формы работы с детьми. В результате их деятельности решаются задачи по воспитанию патриотов, защитников нашей Родины.
Основными формами патриотического воспитания детей в моей работе являются тематические занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, проведение совместных праздников, вечеров досуга, изготовление поделок, подарков, сотрудничество с библиотеками, игры, презентации, тесно сотрудничаю с родителями воспитанников. Например, ко Дню защитника Отечества был проведен вечер досуга совместно с папами воспитанников, ко Дню Победы мы совершили целевую прогулку к памятнику, возложили цветы, просмотрели презентацию, ко Дню птиц (1 апреля) мною был подготовлен краткосрочный (однодневный) проект с использованием бесед, игр, презентации, дети рисовали и делали аппликацию и т.д.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список использованной литературы:
1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва, 2003 г.
2. В.Г.Рындак, Н.В.Алехина И.В.Власюк Педагогика: Учебное пособие, Москва, Высшая школа, 2006 г.
3. Под ред. Т.С.Комаровой Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Москва, 1983 г.
4. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008 г.
Материал подготовила Тутукина Л.А. - музыкальный руководитель МБДОУ д/с №10
Фильм «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Дети одной реки»»
Достижения воспитанников группы
Повышение квалификации
Родителям
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.Основные задачи музыкально-оздоровительной работы в ДОУ:
-Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
-Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
-С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
-Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
• Логоритмика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Самомассаж;
• Дыхательная гимнастика;
• Ритмопластика;
• «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова.
• Психогимнастика.
Музыкальная терапия.
В непосредственной образовательной деятельности область «Музыка» актуально и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать занятие музыкой с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.
Музыкально-оздоровительная зарядка
Игровой массаж "Поезд"
Рельсы-рельсы. Шпалы-шпалы.
Едет поезд запоздалый.
Из последнего окошка вдруг посыпались горошки.
Пришли куры – поклевали,
Им цыплята помогали.
Пришли гуси – пощипали,
Им гусята помогали.
Пришел слон – потоптал,
Ему конь помогал.
Пришел дворник - все убрал
Чисто-чисто подметал.
Самомассаж «Труба»:
Надуваем щёки.
Ба – ба – ба – заиграла труба, - (разминаем нос)
Бу – бу – бу – загудели мы в трубу - (щёки)
Бе – бе – бе – я играю на трубе - (рот).
Артикуляционная гимнастика «Зоопарк»:
У него огромный нос,
Будто он лет тыщу рос.
Нос этот называется хоботом – вытянуть губы трубочкой,
Ну, а это бегемот.
Бегемот разинул рот – широко открыть рот.
Прячет обезьяна
За щекой бананы – кончиком языка упираться в щёки по очереди.
Вижу я верёвку,
На конце головка.
Это же...змея – высунуть как можно дальше язык.
Пони – маленькие кони.
Пони бегают с утра,
На них ездит детвора – поцокать языком в разном темпе.
В зоопарке есть жираф,
С длинной шеей, словно граф
Покатаемся на нём,
И красиво запоём – на «А» вверх и вниз голосом.
Песня – «Эхо»
Эхо...2р. Слушай, 2р.
Отзовись! 2р. Не зевай, 2р.
Чисто петь 2р. Всё за мной 2р.
Научись. 2р. Повторяй. 2.
Психогимнастика:
Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте щёчки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок.
Здравствуйте зубки – щёлк, щёлк, щёлк.
Здравствуй мой носик – пи, пи, пи.Здравствуйте гости –всем привет!
Мимическое упражнение:
В лес пришёл волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Чтоб заклятье это снять
Надо музыку позвать.
Голосовое упражнение:
«АУ» - сидя, шепотом;
«АУ» - полусидя, спокойным голосом;
«АУ» - стоя, громко.
Пальчиковая гимнастика «По клавишам»:
Играем, играем, по клавишам стучим,
Первый пальчик мой не сможет,
Второй пальчик мне поможет.
Ладони лежат на коленях, пальцы выполняют движения, согласованные с по текстом.
Снова играем, по клавишам стучим,
Второй пальчик мой не сможет,
Третий пальчик мне поможет.
Снова играем, по клавишам стучим.
Если пальчики не могут,
То ладошка нам поможет.
Дружно играем, ладошками стучим.
Пальчиковая игра «Пальчик-зайчик»
Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгают, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!
Дети раздвигают пальцы левой руки и указательным пальцем правой руки прикасаются поочередно к каждому пальцу левой.
Зрительная гимнастика
Солнышко с тучками в прятки играло. (Смотрят глазами вправо и влево)
Солнышко тучки-летучки считало: (Смотрят глазами вправо и влево)
Легких – две тучки -(Показывают указательный и средний пальцы правой руки);
Тяжелых – три тучки - (Показывают три пальца на левой руке)
Тучки попрятались, тучек не стало - (Ладошками закрываютглаза);
Солнце на небе вовсю засияло. – (Моргают глазами.)
Логоритмическое упражнение «У кого что внутри»
У одуванчиков белых – взлеталка (сдувают пух с ладони)
У моторчиков – рычалка (трр., крутить кулачки)
У часиков – спешилка - (тик-так., пальчиками ход стрелок)
У девочек – смешилка - (ха-ха., похлопывание по животику)
У мышки – пищалка - (пи-пи)
У лошади – ржалка - (иго-го., руки вперед, ножкой изоб. «лошадку»)
У ветра – задувалка - (дуют., руками и телом изобр. ветер разной силы)
У каблучков – стучалка - (цокаем язычком)
У носа – сопелка - (дышать носом, то быстро, то медленно)
У ежика – пыхтелка - (пых-пых., проговариваем быстро)
У телефона – звонилка - (дзинь)
У солнышка – светилка - (раскрываем руки вверх)
Логоритмическое упражнение«Компьютер»
На изучение стихов, песен, на развитие воображения.
Сначала «печатаем» текст – пальчиками по коленочкам.
Затем водим «пальчиком» на «мониторе» - по фразам проверяем, что
напечатали.
Отпечатываем в принтер – долгие хлопки по строчкам.
Вытягиваем листочек из принтера – творчество, импровизация.
Чтение (пение) текста с листа – ладони вместе перед собой «лист».
Как запомнили – чтение (пение) в спокойной позе, стоя.
Материал подготовила Л. А. Тутукина – музыкальный руководитель МБДОУ д/с №10.