Педагог-психолог
Щербакова Евгения Александровна
Рекомендации родителям
Детям о Деде Морозе.
Каждый год дети ждут Деда Мороза. И каждый раз реакция на Деда Мороза совершенно разная: кто-то замирает в восхищении, а кто-то убегает с полным ужасом на лице. Многое зависит от возраста. Дети до 3 лет вообще не нуждаются в знакомстве с Дедом Морозом и боятся его в 90% случаев.
Из-за чего так происходит?
-Дети маленького роста (именно поэтому общаться с ними лучше всего на одном уровне, присев на корточки), а Дед Мороз, как правило, высокий (для детей - огромный).
-У него почти не видно лица из-за длинной бороды, усов и длинных волос. Для детей очень важно видеть лицо полностью, чтобы считывать эмоции человека. Из-за того, что у Деда Мороза не видно лица многие дети младшего возраста вообще не воспринимают его как человека.
-У него громкий и довольно грубый голос. У детей это может вызвать негативные реакции.
-И ещё одна причина, которая может вызвать слезы - взрослые, которые твердят: "Будешь себя так вести, Дед Мороз подарок не принесёт", "Стих не расскажешь - подарок Дед Мороз тебе не даст". Да, это может провоцировать тревогу и волнение, а как следствие - излишнее эмоциональное напряжение, которое может перерасти в истерику.
Для того, чтобы встреча с Дедом Морозом оказалась положительной, подготовьте ребёнка к встрече заранее:
-Смотрите мультфильмы/ настаивайте, чтобы он шёл к Дедушке. Отведите его в менее людное место, скажите, что он в безопасности читайте сказки/пойте песни про Деда Мороза.
-Напишите/нарисуйте ему письмо.
-Покажите свои фотографии с Дедом Морозом из детства
-Поиграйте с игрушками Деда Мороза и Снегурочки, устройте дома мини-спектакль, переодеваясь по очереди персонажами, в том числе Дедом Морозом. Дайте ребёнку тоже возможность примерить костюм
-Когда учите стихотворение, не делайте это ради подарка. Сделайте акцент на том, чтобы порадовать Деда Мороза! Если ребёнок всё же испугался, не и Вы рядом, дайте возможность успокоиться. После спросите, что именно его испугало и хочет ли он вернуться на праздник.
Помните, что утренников в его жизни будет ещё много! Если сегодня что-то пошло не так - это не страшно. В следующем году будет лучше!
Щербакова Е.А. – педагог – психолог МБДОУ д/с №10
Проблемы взрослых: нужно ли о них знать детям?
Зачастую родители стремятся ограждать детей не только от внешнего негатива, но и в семье скрывают свои негативных эмоции и переживания. В результате их повзрослевшие дети вступают в реальную жизнь незащищёнными, ничего не зная о её трудностях. Проблемы взрослых для них как будто не существуют.
Обучение «правилам жизни» идёт преимущественно на личном примере... Наши дети учатся у нас — у родителей, учатся жить на том, что они видят вокруг себя.
Рекомендации:
• Не пытайтесь в общении с ребёнком в полной мере скрывать свои отрицательные эмоции... не нужно изолировать малыша от этой части своей жизни.
• Ребёнку надо и словом, и делом, показывать, что человеку свойственно грустить, расстраиваться и даже иногда злиться. Нужно научить малыша выражать такие эмоции.
• Не стоит на ребёнка вываливать все свои взрослые переживания, делать его ответственным за своё состояние или полноправно разделять с ним переживания, как с другом-ровесником. Он не готов к этому и не должен быть вашим другом, партнёром, утешением или сливом для негативных эмоций. Но, это вовсе не значит, что надо делать вид, что ничего не происходит, когда оно очень даже происходит – это очень неправильно...
Всегда можно найти «среднеарифметическое», то есть, выверенное и продуманное поведение. В общении с детьми, которые ещё не понимают слов, достаточно не надевать безжизненной маски, не блокировать эмоции, от которых вы не можете уйти.
Когда вы проговариваете вслух своему малышу то, что у вас есть какие-то трудности, но к нему они не имеют отношения, и, в конце концов, всё снова будет хорошо, вы тем самым создаёте алгоритм последовательности невербальных сигналов от негатива, который сменяется размышлением, надеждой или принятием решения, и в результате завершается теплом в адрес ребёнка. Даже без слов, только алгоритма последовательности эмоций и вашей реакции будет вполне достаточно для правильного восприятия ребёнком происходящего...
Как рассказать ребёнку о своих эмоциях?
сли речь идёт о ребенке постарше, после 2,5-3 лет можно уже рассчитывать не только на эмоции, но и на слова, речевые обороты. Допустим, вы встревожены чем-то, понимаете, что это не пустяк, и при общении с ребёнком вам не абстрагироваться, скажите об этом прямо: «У меня, доченька (сынок), сегодня настроение не очень хорошее, поэтому я немного напряжённый (напряжённая), но это не из-за тебя, не волнуйся, всё наладится». Если настроение не просто «не очень», а очень скверное — тогда продумайте доходчивое пояснение для малыша... Скажем, вот такое: «У меня, дитя моё, сегодня очень плохое настроение, но я буду стараться общаться с тобой нормально, но не уверена что у меня это получится... Пожалуйста, сегодня ты тоже постарайся быть зайчиком. И этим ты мне сильно поможешь. Будем стараться вместе, хорошо?».
Насколько подробно объяснять причины своего душевного дискомфорта — решать вам, но есть три правила:
Ни в коем случае не лгать. Не можете или не хотите сказать правду — лучше ограничьтесь общими фразами про плохое настроение или неважное самочувствие.
Объясняйте кратко, 2-3 фразы — не больше.
Если ребёнок задаёт вопросы — отвечать лучше прямо, не увиливая и без излишней информации. Если вы не хотите отвечать на вопрос ребёнка – так и скажите «Извини, доченька (сынок), я не могу с тобой об этом сейчас говорить, это то, что касается только меня, и мне не хочется это ни с кем обсуждать, даже с тобой, моё золотко».
Затем плавно переведите тему сначала на какой-то смежный вопрос, а потом вообще уведите разговор в иную сферу. Если вы могли бы ответить, но не готовы прямо сейчас всё грамотно сформулировать, так и скажите: «Малыш, это трудный вопрос, мне надо подумать, как тебе это объяснить, давай поговорим об этом позже, скажем, после обеда или ужина... Хорошо?». Только обязательно назначьте время и заговорите об этом без напоминания, когда оно, это обещанное вами время, наступит.
Даже в 3-4 года дети вполне в состоянии понять смысл таких слов, объяснений и просьб быть аккуратнее с родителем, у которого возникли какие-то проблемы. Конечно, было бы наивно рассчитывать, что сказав один раз с утра о своём неудачном настроении, мама или папа получит к себе особое отношение от трёхлетнего дитя на целый день. Но всё же, в таком случае ваш ребёнок будет знать, почему мама или папа сегодня быстро теряет терпение и не очень настроен поиграть с ним в такие чудесные игры... Слыша это объяснение несколько раз в течение дня, ребенок будет понимать и правильно воспринимать мамины или папины реакции, а также, безусловно, будет более адекватно и дружелюбно относиться к их состоянию. Что особенно важно, при правильных объяснениях ребёнок не будет принимать эти настроения на свой счёт и искать свою (несуществующую) вину.
Надо учиться правильно выражать свои эмоции, правильно реагировать на них и находить способы донесения их до своих близких и родных, в том числе и до своих детей... Научимся этому — и тогда мы с вами сможем изменить свою жизнь в лучшую сторону...
Материал подготовила Е.А. Щербакова педагог - психолог МБДОУ д/с №10
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Как готовить ребенка к школе».
С чего начать подготовку к школе? Об этом думают все родители будущих первоклассников.
Что могут сделать родители
Социальные навыки
1. Ребенок должен уметь слушать и слышать других — и взрослых, и детей. То есть, он должен уметь молчать, когда это необходимо. Даже если ему есть, что сказать, бывают ситуации, когда нужно не говорить, а слушать. Даже если другие дети знают меньше, говорят хуже, он должен уметь ждать.
2. Ребенок должен понимать, что такое групповые роли. Могу ли я быть лидером или экспертом? То есть, у ребенка должен быть некий опыт, который позволит ему, оказавшись в группе, ориентироваться в групповых ролях. Это очень важно для адаптации.
3. Ребенок должен знать свои ресурсы. Например, для первого класса умение шевелить ушами — это ресурс, а игра на скрипке — нет. Вы можете научить ребенка каким-то навыкам, которые обеспечат ему признание в группе. Например, загадывать загадки, показывать фокусы, печатать буквы, делать бумажный самолётик.
Для адаптации в первом классе ребенку важно получать социальные очки, то есть признание других детей. И все эти моменты помогут в этом.
4. Ребенок должен уметь извлекать из среды нужные вещи. То есть, брать из коллектива то, что ему нужно в данный момент.
5. Ребенок должен понимать, что его действия вызывают чувства у других людей. Этому научить ребенка можете только вы, только в семье, только своим примером.
Когда я делаю вот это - мама довольна. Когда делаю вот это - мама слегка злится. Когда я делаю вот это - мама в ярости. Также ребенок должен понимать, что одни и те же действия, вызывают у разных людей разные чувства.
Когнитивные навыки
Речь не о письме и чтении:
— обобщение по признаку (брюки, рубашка, юбка — это одежда; диван, комод, стол — это мебель);
— найди лишнее (самолет, вертолет, ракета, автомобиль ... что лишнее?);
— сходства и различия (свекла и картошка похожи, потому что это овощи, и они растут в земле, но они отличаются цветом, формой);
— знания о себе и своем ближнем окружении (фамилию, имя, отчество свое и своих родителей, имена бабушек и дедушек, время года (месяц, число) своего рождения, название города, в котором проживает ребенок, домашний адрес, название страны);
— ребенок должен уметь составлять связный рассказ по картинкам. Для этого есть два алгоритма:
1. Сюжет. Все началось с того, что... Потом произошло следующее, а закончилась эта история — вот так...
2. Герои. Главными героями этой истории являются... Вот что с ними случилось сначала, вот что с ними случилось потом, а вот чем все это закончилось...
— общий кругозор (дни недели, название месяцев, признаки времен года)
Таким вещам нужно учить. Сами дети этому не учатся. Школьная программа подразумевает, что у ребенка эти навыки уже развиты
Материал подготовила педагог – психолог Е. А. Щербакова
Утренний ритуал в период адаптации - для чего он нужен и маме(папе) и ребёнку?
Сейчас начинается самый острый период адаптации. Большое количество детей впервые приходят в детский сад. И многие родители сталкиваются с утренними слезами по дороге в сад, которые особенно сильно проявляются в раздевалке при расставании. И иногда даже перерастают в истерику. Случается и так, что вроде бы адаптация внутри группы идёт довольно успешно, воспитатели присылают фотографии, как их ребёнок играет в совместные игры, выполняет творческие задания и даже кушает совместно со всеми... Каждое утро наступает очередной взрыв.Минимизировать такие утренние вспышки, можно с помощью утреннего ритуала прощания. Что это? Это придуманные Вами, ежедневно повторяющиеся действия при прощании с ребёнком в раздевалке.
Для чего они применяются?
У ребёнка в период адаптации происходят очень значимые изменения в сложившемся и устоявшемся для него окружающем мире. И, организовав каждое утро примерно одинаковый ритуал прощания, Вы тем самым обеспечиваете ребёнку постоянство, которого так ему сейчас не хватает. Выполняя ритуал, Вы негласно гарантируете ему защиту и уверенность в том, что сегодня, как и вчера, Вы обязательно за ним вернетесь.
Какими могут быть ритуалы?
- Обнять, поцеловать в нос, "нарисовать" невидимое солнышко на животе, чтобы оно грело малыша;
- Поцелуй в ладошку. "Если тебе станет грустно, вот тебе мой поцелуй, он поможет тебе справиться";
- Нарисовать на руке сердечко, которое будет закреплять связь с вами, пока вы на расстоянии;
- Покружить, "Дать пять", обняться...
И т.д., всё зависит от Вашей фантазии.
Самое важное - не забывать об этом ритуале и выполнять его ежедневно. Только тогда у ребенка будет закрепляться положительная динамика.
Ещё очень важно после выполнения ритуала сразу попрощаться с ребенком, обозначить, когда Вы придете за ним (после еды, прогулки, сна и т.д.) и без колебаний уйти, оставив ребёнка воспитателю (он Вам поможет)!
Если Вы будете сильно переживать и стоять под дверью группы или под окном, поверьте, ребёнок это почувствует. Постарайтесь довериться педагогам и поверьте в своего ребёнка.
Щербакова Е.А. – педагог – психолог МБДОУ д/с №10.
Достижения воспитанников группы

Личные профессиональные достижения
Повышение квалификации
Акция «ТРИ «П»: Понимаем. Принимаем. Помогаем».
Сегодня в подготовительной группе «Солнечные зайчики» был организован «Круглый стол», на котором дети рассуждали, о том, что люди рождаются разными: имеют разную внешность, говорят на разных языках, по - разному ведут себя по состоянию здоровья. При этом, независимо ни от чего, все люди обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Бывает, что по состоянию своего здоровья, человек не может самостоятельно передвигаться, не видит (слепой), или не слышит (глухой), не может позаботиться о себе - поэтому таким людям нужна и важна наша поддержка и помощь. Во время мероприятия были проведены игры и упражнения, которые подвели детей к самостоятельному выводу: жизнь и быт людей с ОВЗ намного труднее, чем у здоровых людей. Через игры и упражнения дети смогли «примерить на себя» различные ситуации, с которыми каждый день сталкивается человек с ОВЗ. С большим интересом ребята посмотрели мультфильм про особенных детей (Наталья Ремиш, автор проекта «Детям о важном»). Анимационная лента рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика Димы. Он плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом их настоящей дружбы. Девочке предстоит понять, что играм и симпатии диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается.
Через видео - презентацию дети познакомились с алфавитом жестовой речи и азбукой для слепых (шрифт Брайля, рельефно - точечный тактильный шрифт). Дети вспомнили о том, что проходящая в детском саду акция «Добрые крышечки», помогает сохранить природу и дает возможность оказать небольшую помощь детям - инвалидам. Деньги, полученные от сдачи крышек, перечисляются на покупку реабилитационной техники подопечным фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам».
Нами замечено, что после подобных бесед «о важном», ребята становятся более терпимыми по отношению друг к другу, начинают понимать, что людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо помогать.
Щербакова Е.А. – педагог – психолог, Келерова А.Б. – воспитатель подготовительной группы «Солнечные зайчики», МБДОУ д/с №10, 04.12.2023
Тренинг по профилактике и коррекции эмоционального состояния педагогов.
С целью психологического сопровождения и содействия психологическому и личностному развитию педагогов, профилактики синдрома «эмоционального выгорания» педагогов, мною проведено мероприятие по укреплению психологического здоровья сотрудников ДОУ. Моя работа, как психолога, не сводиться только к диагностике и консультированию родителей ( законных представителей), а так же направлена на развитие и совершенствование всего педагогического коллектива в целом. С целью повышения уровня психолого- педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогами своего профессионального здоровья, улучшения эмоционального состояния, формирования уверенности в себе, на тренинге мы прикоснулись к колоде МАК - карт «Цвета, чувства и эмоции». Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, которые используют для диагностики и проработки психологических проблем, а также для обучения, самопознания, игр и творчества. Метафорические ассоциативные карты (проективные карты) – особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах и постулатах проективных методик. В процессе психотерапевтической работы с ассоциативными картами педагог проецирует на них свои внутренние установки и стремления, сам определяет их смысл. Это способствует быстрому и качественному прояснению и осознанию актуальных переживаний и потребностей человека, получения доступа к целостной картине его собственного «Я».
Тренинг – это возможность отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции. Именно этим я занималась с педагогами на тренинге, надеюсь, что они извлекут из него пользу для себя.
Е. А. Щербакова – педагог-психолог МБДОУ д/с №10, 27.03.2023
Участие педагога – психолога в интегрированном занятии с элементами детского экспериментирования в младшей возрастной группе «Угостим бельчонка молоком...»
Моё участие в открытом занятие во второй младшей группе «Солнышко» было направлено на работу по развитию мелкой моторики детей. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. В ходе занятия была использована гимнастика с шишками, практические упражнения с пипетками (изобретаем молоко для бельчонка, смешивая порошок сухого молока с водой) и пинцетами (собери пинцетом грибы и сложи их в корзинку). Применение специальных приспособлений (пинцет, пипетка) очень активизирует деятельность детей.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно, с самого раннего возраста.
Материал подготовлен педагогом – психологом Е. А. Щербаковой, 21.11.2022
Работа педагога- психолога с детьми раннего возраста на примере открытого занятия «Волшебные свойства песка».
Ранний возраст - это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, детского сада зависит его будущее. Одним из новообразований раннего возраста является речь. Вход в сознание возможен только через речь. Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем: к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года до 1000слов. Поистине гигантские шаги! Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим. Давно доказано, становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу. Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи малыша. Убеждают в этом уникальность и мудрость опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик c пальчик» и другие. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития его речи.
В начале апреля в рамках ГМО воспитателей города Дивногорска совместно с воспитателями группы раннего возраста я подготовила и провела открытое занятие «Волшебные свойства песка», во время которого были продемонстрированы практические приёмы стимулирования активных центров ладоней и стоп детей. Занятие состояло из нескольких частей, каждая из которых могла быть использована самостоятельно. Во вводной части занятия был установлен эмоциональный контакт со всеми детьми, создан настрой на совместную работу. Бабушка из сказки «Колобок» задала мотивационную основу предстоящей деятельности. Дети на протяжении всего занятия решали проблемную ситуацию: искали убежавшего колобка. Основная часть занятия несла смысловую нагрузку всего занятия: активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие сенсорного восприятия детей, установка положительного эмоционального отклика детей на увиденное. Дети обследовали сыпучие вещества разной формы, размера и структуры (рис, гречневая крупа, речной песок), получая разные тактильные ощущения.
Были включены «пальчиковые» игры в виде игрового массажа пальчиков и кистей рук, игры-забавы, игры-сюрпризы («Найди предмет в песке»). Речь у маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослым. Первой задачей воспитания в связи с этим является развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать у него потребность в собственных высказываниях. Речь ребенка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным, образцам. Чтобы ребенок заговорил, он должен иметь потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу произнести нужное слово) ставит перед ребенком взрослый. Во время открытого мероприятия мы старались акцентировать внимание на том, что включенность слов в конкретные действия (или «единство слова и дела») – важный принцип формирования активной речи. Мы постарались донести до присутствующих на занятие педагогов, что каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации, активизирующей речь детей, – специальная психолого_педагогическая задача, которая должна решаться совместно педагогом и психологом.
Е. А. Щербакова – педагог-психолог МБДОУ д/с №10, 15.04.2022
Акция «Три «П»: Понимаем. Принимаем. Помогаем».
Мы рады сообщить, что в рамках акции "Три 'П': Понимаем. Принимаем. Помогаем." прошёл круглый стол, на котором обсуждались важные темы, касающиеся помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участники круглого стола делились опытом и рекомендациями для родителей, которые воспитывают особенных детей.В ходе обсуждения были разработаны информационные буклеты, содержащие полезные советы и рекомендации для семей. Также особое внимание уделялось вопросам толерантности и уважения к людям с особыми потребностями. Мы уверены, что понимание и принятие — ключ к созданию комфортной и дружелюбной среды для всех.Приглашаем всех желающих ознакомиться с нашими материалами и присоединиться к движению добра и поддержки! Вместе мы можем сделать жизнь детей с ОВЗ ярче и насыщеннее.
#ТриП #ПомогаемДетямЩербакова Е.А. - педагог психолог
Неделя психологии.
Неделя психологии в нашем детском саду - это замечательная возможность для детей лучше понять свои эмоции и научиться выражать их.2 декабря в подготовительной группе "Сказка" прошло занятие "Дерево настроения", которое вызвало подлинный интерес у ребят. Они активно обсуждали, какие эмоции бывают, делились тем, что приносит им радость, а что вызывает грусть. Игровой элемент занятия, такой как игра с кубиком эмоций, помог детям не только узнать о разных чувствах, но и попробовать выразить их через мимику и жесты, что стало настоящим развлечением.Запуск ручейка радости стал символическим моментом, который наполнил атмосферу положительными эмоциями и позволил каждому ребенку ощутить свою значимость в группе. В конце занятия дети создали собственное "Дерево настроения", где делились своими переживаниями и эмоциями. Это позволяет им не только узнать о чувствах других, но и развивать эмпатию.Такой подход к обучению помогает детям научиться понимать себя и окружающих, что является важным шагом на пути к эмоциональному развитию.Щербакова Е.А. - педагог психолог
Занятие по теме «Моё настроение».
Сегодня в средней группе "Морячок" прошло занятие по теме "Моё настроение". Дети активно обсуждали различные эмоции, делились своими ощущениями и опытом. Они говорили о том, как важно понимать свои чувства и чувства окружающих.В ходе занятия малыши узнали, что положительные эмоции можно дарить не только словами, но и поступками. Мы обсуждали, как улыбка или доброе слово могут улучшить настроение другому человеку. Также ребята могли придумать разные способы, как они сами могут сделать кого-то счастливее — подарить рисунок - смайлик, помочь с чем-то или просто обняться.Такие занятия помогают детям развивать эмоциональный интеллект, учат их сопереживанию и вниманию к другим. Это важные навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни.Щербакова Е.А - педагог психолог
Краевая акция «ТРИ П»: Помогаем. Понимаем. Принимаем».
В подготовительной группе "Сказка" проведенное занятие стало настоящим уроком эмпатии и понимания.Обыгрывая проблемно-игровые ситуации ребята смогли на практике ощутить трудности, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья. Попробовав завязать шнурки в варежках и перелистывать книгу, они лучше поняли, как сложно порой справляться с простыми задачами. Закрывая глаза и создавая солнышко из палочек, дети ощутили, насколько важна поддержка и помощь в преодолении препятствий.Просмотр мультфильма о детях с ограниченными возможностями здоровья стал эмоциональным стартом для беседы, в ходе которой ребята обсудили важность равенства и понимания. Это помогло сформировать у них уважение к людям с особенностями и желание поддерживать их.Кроме того, разговор о сборе крышечек с пластиковых бутылок подчеркнул важность заботы об окружающей среде и возможности помогать другим. Ребята узнали, как простые поступки могут привести к значительным переменам в жизни нуждающихся детей, способствуя приобретению реабилитационного оборудования.Таким образом, акция "ТРИ П" не только помогла детям развить навыки эмпатии, но и посеяла семена уважения и понимания к людям с особенностями здоровья. Важно, что такие занятия формируют в детях гуманное отношение к окружающим и учат их видеть мир через призму заботы и поддержки.Щербакова Е.А. - педагог психолог, Пугаева Т.В.- учитель-логопед.